Архив материалов

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2012 » Февраль » 15 » ДИАЛЕКТИКА СОВРЕМЕННЫХ ФИНАНСОВ, МИРОВОЙ КРИЗИС И КРИЗИС В УКРАИНЕ
    04:25
    ДИАЛЕКТИКА СОВРЕМЕННЫХ ФИНАНСОВ, МИРОВОЙ КРИЗИС И КРИЗИС В УКРАИНЕ

    ЮВНечаев,

    доцент кафедры финансовКНУТДдиректор Центра экономических исследований


    Финансы — этот главный двигатель экономического роста — превратились в самостоятельную отрасль экономики, в мощный фактор структурных перекосов в жизни современного общества. Мировой финансовый кризис явился расплатой за пренебрежение этими перекосами и жестокой формой их исправления. Это перекосы в экономике, в социальной сфере, в интересах и потребностях людей. Все это — проявления противоречия между производством и потреблением в широком смысле слова. Мир сейчас стоит перед дилеммой — латать дыры в мировых финансах и реанимировать тяжело больную финансовую систему или реформировать ее и в меру сил исправлять перекошенное общество потребления.

    Кризисные явления в современных финансах возникли не в одночасье — они начались с тех времен, когда в экономической теории и практике возобладал либерализм и началось резкое дерегулирование финансовой сферы. Тревожные звонки от слабо контролированной системы мировых финансов прозвучали отнюдь не в прошлом году. С периодичностью ровно в 10 лет громкие сигналы раздавались в 1987, 1997 и, наконец, в 2007 году. "Черный понедельник" 19 октября 1987 года ознаменовался беспрецедентно сильным падением акций: на Нью-Йоркской фондовой бирже за несколько часов котировки упали на 22,6%, индекс S&P 500 — на 21%. Это событие затронуло не только США, оно быстро распространилось по всему миру. Так, фондовые биржи Австралии потеряли к концу октября 41,8%, Канады — 22,5%, Гонконга — 45,8%, Великобритании — 26,4%. Через десятилетие, в 1997—98 годах азиатский финансовый кризис угрожал подорвать все мировое хозяйство. Пострадали население, бизнес и финансы многих стран, в том числе и в Украине. Россию кризис 1998 года заставил многое изменить как в финансовом, так и в реальном секторе, в экономике произошли существенные структурные сдвиги. К сожалению, Украина никаких радикальных выводов для себя не сделала — реструктурировала свои долги, передохнула и после 2004 года с удвоенной и утроенной энергией снова начала занимать.

    2007 год начался с опасных сигналов от экономики США. За последний квартал предыдущего года капиталовложения в строительство нового жилья сократилось на 19%, что явилось самым плохим показателем за последние 15 лет. Английская Financial Times акцентировала внимание на том факте, что резервы американских банков для покрытия ипотечных долгов оказались самыми низкими с 1990 года. Бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен 26 февраля 2007 года произнес слово "рецессия", а следующий день оказался "черным вторником" для Китайской фондовой биржи — основные биржевые индексы Китая упали почти на 9%. На обвал в Китае отреагировали все фондовые рынки Азии, Европы и США. Обвал докатился до Москвы и Киева, где фондовые индексы упали более чем на 20%. Затем они пошли резко вверх — рынки капитала трясло на протяжении всего 2007 года. Но по-настоящему всю мировую финансовую систему рвануло осенью 2008 года. Проблемы, которые накапливались в недрах этой системы в течение нескольких десятилетий, проявились в полной мере. Образовался колоссальный дефицит ликвидности. Пострадали крупнейшие банки и финансовые корпорации. Многие из них оказались на грани банкротства. Полетели вниз индексы на всех фондовых биржах мира. Наученные горьким опытом мирового финансового, а затем и экономического кризиса 1929—1933 гг. центральные банки США и Европы начали накачивать мировую финансовую систему денежными ресурсами. Их учетные ставки быстро снизились с 4—5% до 0,2—0,5%. Беспрецедентно высокими темпами выросли дефициты государственных бюджетов, в несколько раз превысив общепринятые нормативы. Ослабели все резервные валюты, но особенно сильно упали валютные курсы стран с переходной экономикой.

    Финансовый кризис перерос в глубокую экономическую рецессию. Известный американский постулат — "то, что хорошо для Дженерал Моторс — хорошо для Америки" действует в обратном направлении: обанкротился Дженерал Моторс, плохи дела во всей американской экономике. Затормозилось производство, возросла безработица. Глубокая рецессия приобрела мировые масштабы. Мировая торговля за 14 месяцев после сентября 2008 года упала на 18% против 11% за такой же период во время великой депрессии 1929—1932 гг. Производство снизилось на 5—7% — в индустриальных странах и на 20—30% — в ряде стран Восточной Европы. Безработица в некоторых регионах мира превысила 20%.

    Причины финансового кризиса не понять, если не рассмотреть диалектику развития финансов на протяжении последних десятилетий.

    Диалектика и этапы развития современных финансов

    Финансы по самой своей сути оторваны от реальной экономики. Но именно реальная экономика способствовала их окончательному обособлению в конце 19-го — начале 20-го века. Для производства стали, машин и нового оружия, строительства железных дорог и пароходов потребовались громадные капиталы. Именно тогда консолидировались банки, банковский капитал превратился в финансовый, а главное — капитал-собственность отделился от капитала-функции, образовались финансовые рынки и мировые финансовые центры, торгующие капиталом. Итогом этого обособления и гипертрофировано быстрого развития финансов явился кризис 1929—1933 гг. Он начался в США, затем распространился на другие страны и, в конце концов, — опрокинул мир в пучину мировой войны. Все последующее развитие — индустриальное и постиндустриальное общество, государственный капитализм и социализм советского образца, противостояние двух систем, крах колониальной системы — все это формировало структуру производства и потребления с помощью финансовой системы, но не она еще была основным локомотивом развития.

    Положение изменилось в конце 70-х — начале 80-х годов 20 века. В мире возобладала либеральная социально-экономическая модель, идеи дерегулирования и верховенства рынка. Основу финансов составили кредитные деньги с постоянно расширяющимися денежными агрегатами, изменилась валютная система, мир отказался от фиксированных валютных курсов, было либерализовано банковское законодательство, началась эпоха консолидации, интеграции и глобализации финансов. Финансы превратились в самостоятельную инфраструктурную отрасль, которая оказывала все более заметное и, в конце концов — определяющее влияние на экономическую ситуацию в каждой отдельной стране и в мире в целом. О масштабах этой отрасли свидетельствует тот факт, что в начале нового 21 века из 10 крупнейших компаний мира половина уже принадлежала к финансовому сектору. Это такие известные компании, как Citigroup и Bank of America (CША), HSBC Group (Великобритания), ING Group (Голландия), UBS (Швейцария). Активы каждой из этих и еще по крайней мере десяти финансовых корпораций превысили триллион долларов. Объем и структура финансовых активов, которые формируются в основных финансовых центрах мира, показаны в табл. 1. Данные таблицы свидетельствуют, что в каждом из этих центров общая сумма всех видов финансовых активов уже в 2004 г. в 4—5 раз превышала объем ВВП.

    По темпам роста мировые финансы многократно превосходят реальный сектор экономики. Основная проблема современных финансов заключается в том, что их изначальная достаточно скромная посредническая функция по формированию и распределению денежных потоков вытеснялась другой более агрессивной и самостоятельной функцией — производства фиктивной стоимости. В этом смысле мы и настаиваем на определении современных финансов не столько как системы, сколько как самостоятельной отрасли, крупнейшие корпорации которой из денег делают деньги.

     Сейчас уже никто не сомневается, что значительная часть финансовых активов не имеет реального подтверждения, т.е. наполнена виртуальной фиктивной, а не экономической стоимостью. Речь идет о так называемых финансовых пузырях. Они рождаются финансовыми фондами и корпорациями на финансовых рынках акций, долговых и производных ценных бумаг. Основным "производителем" таких активов являются США. Имея ВВП в полтора раза больше, чем страны Еврозоны, США "производят" и продают на своих финансовых рынках фиктивного финансового капитала (акции и долговые ценные бумаги) почти в два раза больше, чем страны Еврозоны. Существенная часть этого фиктивного капитала разносится финансовыми потоками по всему миру. В 2007 г. из США в виде разного рода ценных бумаг (портфельные инвестиции) было экспортировано фиктивного финансового капитала на 1145 млрд долл. (табл. 2). Его немалая часть представлена весьма ненадежными финансовыми инструментами и осела в активах зарубежных банков. В условиях современного кризиса это прямая угроза не только отдельным банкам, но и всей кредитно-денежной системе данной страны или региона. В частности многие банки Еврозоны, утратив всякое представление о реальных уровнях риска, в погоне за прибылью наполнили свои активы сомнительными ценными бумагами США и тем самым ослабили евро как одну из самых стабильных, в принципе, валют мира.

    Но было бы несправедливо всю вину за мировой финансовый кризис возлагать на США. Европа тоже внесла свой вклад. Особенность европейской банковской модели — универсализм банков, их исторически активная роль в экономике своих и чужих стран.

    Подобно тому, как диалектика финансовых компаний и рынков США через чрезмерное развитие секьюритизации, которая долгие годы служила мощным фактором роста американской экономики, привела их к серьезному кризису, так развитие деловой активности европейских банков, чрезмерное увлечение предпринимательством, консолидация банков и почти монопольное положение на финансовых рынках поставило весь банковский сектор Европы в трудное положение.


    Просмотров: 1283 | Добавил: bfmgroup | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: